Цена как инструмент рыночной экономики!

Цена как инструмент рыночной экономики!


Цена является одним из наиболее важных инструментов регулирования национальной экономики в целом. Поэтому, ее регулирование, охватывает множество направлений. Прежде всего, с ее помощью устанавливается стоимость товаров, производство промышленных, продуктовых и подчиняется общественным потребностям, которые установлены в форме конкурентного спроса, цена стимулирует снижение затрат для того, чтобы предприятие лучше функционировало, на производство и реализацию товаров, в создание достижений в научно-техническом прогрессе, повышении качества услуг, работ и товаров и т.п.
Все свои функции цена может осуществлять и выполнять наиболее точно и эффективно только при условии свободного ценообразования, когда она создается лишь за исключением рыночных факторов. Но как показывает практика, рынок, равно как и свободная (рыночная) цена не являются универсальными средствами регулирования экономики. Они не способны учитывать всех интересов, условий и целей, которые возникают в социально-экономическом развитии страны.
Цена - это категория товарного производства, обслуживающей обменные процессы, происходящие в различных общественно-экономических формациях и выступает рычагом влияния на общественное воспроизведения. Именно поэтому цена обслуживает не только отдельные звенья развития страны, но и все стадии общественного воспроизводства (распределение, потребление, обмен и производство), участвует в решении разносторонних социально-экономических проблем общества, выступает важным фактором влияния на развитие экономики. Цена как экономическая категория используется для реализации финансовых отношений, стимулирование развития научно-технического прогресса, формирование структуры потребления и товарооборота.
Другими словами, реализуя свою продукцию, такую как насосы, трансформаторы, вибраторы, предприятия должны возместить свои расходы, которые идут на производство продукции, а также определенный размер прибыли, который бы оставлял их на рынке, позволил бы им выжить, то есть, это уровень, который выше, чем точка безубыточности . Однако точной уверенности в этом предприятию, организации никто не может дать, потому что коммерческий успех любого предприятия зависит от многих рыночных условий и факторов, предугадать действие которых выявляется очень сложным делом. Поэтому окончательный результат деятельности любого предприятия, учреждения, организации может быть как положительным, когда возникает чистая прибыль или отрицательным, в таком случае у предприятия образуется убыток.
Наиболее подходящие рыночной экономике, естественно, есть свободные (рыночные) цены, но вполне осуществлять продажу продукции, а именно товаров таких как насосные станции, трансформаторы, холодильники, телевизоры нельзя. Да и нигде в мире этого нет. Вполне свободное ценообразование может происходить и существовать лишь на товарных рынках, где создаются и функционируют экономические процессы, которые наиболее удовлетворяют интересам экономики, общества в целом. Но и в таком случае государство создает и сохраняет за собой право неустанно вмешиваться в процессы создания и регулирования цены и в зависимости от экономических условий, которые изменяются, перейти к регулируемым или даже фиксированных цен.
При формировании свободных цен, объективно, начальную цену при любой условии определяет тот, кто ее производит, а не продавец, ее продает, что может быть наемным человеком. Размер торговой (сбытовой) надбавки (скидки, наценки) є регламентированным. Так, на большинство товаров устанавливается размер торговой наценки, который составляет от 20% и больше, но органы местной власти и управления могут ее регулировать. Регламентация размера торговых надбавок (скидок) направлена на сдерживание необоснованного роста цен.
Все вышеуказанные определения сути "цена" предоставляют приоритетное значение при ее формировании таким рыночным факторам как спрос товаров (услуг) на рынке, который определяют потребители (покупатели) и предложение, которое выдвигают продавцы. Только при согласовании Интересов покупателя и продавца достигается (устанавливается) цена рыночной равновесие. То есть, при формировании цены в рыночных условиях хозяйствования решающее влияние осуществляют в равной степени как спрос, так и предложение товаров, услуг, объединяющий интересы как покупателя, так и продавца