Новые программы по иностранному языку: оправдались ли ожидания?

07.09.2017

интернет магазин книгВ июне этого года увидели свет обновленные программы по иностранным языкам, которые были созданы (по мнению чиновников) по европейским образовательным стандартам и теперь станут основой для совершенного владения учащимися этими дисциплинами.

Что же изменилось?

Наконец появилась нормальная пояснительная записка и ряд разъяснений относительно компетенций, которые должны быть учтены при проведении занятий. Четко и удобно выделены отдельно требования к обучению иностранному языку в специализированных школах и обычных общеобразовательных учебных заведениях. Изменился и основной подход к изучению дисциплины, и теперь он деятельно-ориентированный. Итак, изложение материала должно быть ориентировано именно на его дальнейшее использование в общении, а не только для того, чтобы записывать правила в тетради и учить их наизусть.

Еще один положительный момент - разрешение на использование в учебном процессе различных учебников, в том числе пособие иностранных издательств, приобрести которые можно удобно и быстро на ru.bookletka.com.

Но есть ли подводные камни?

Да, и их немало. Начать надо хотя бы из учебников. Понятно, что зарубежные издания гораздо интереснее и работать с ними лучше, потому что они содержат не просто книгу, а целый комплекс с тетрадью дисками и т.д. Однако согласны ли родители приобрести их, ведь средняя цена за такие НМК где-то в районе 400-800 грн? Поэтому видимо эти новации станут доступными только для частных гимназий и школ, а вот обычные ООШ продолжат осваивать язык по привычным учебниках, которые вряд ли смогут чему-то научить.

Что касается деятельно-ориентированного подхода, то он выглядит как призрак среди тьмы, ибо вряд ли станет доступным в нынешних условиях обучения. Хотим, чтобы дети говорили на иностранном языке, тогда достаточно ли 3:00 в неделю? Вряд ли. А если еще добавить тот факт, что за последние 5 лет образовалась тенденция, что в педагогические ВУЗы идут не «талантливые» выпускники, то и вообще руки опускаются.

Поэтому если деятельно-ориентированный поход остается неопределенным, а учебники все те же старые и неэффективные, да еще и добавить ко всему 25 учеников в классе, то о каком уровне А2 можно говорить после окончания 9 класса (а именно его в новой программе должны иметь выпускники базовой школы). Здесь хотя бы А1, да и то только у успешных учеников.

Поэтому новая программа по иностранным языкам - попытка ступить одной ногой в Европу, а все остальные части тела так и не сдвинуть с места. Хочется надеяться, что какие-то «умные» люди все же попытаются создать надлежащие условия, чтобы хотя бы половина из запланированного смогла быть реализована.